+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Ответственность за нарушение бюджетной отчетности кфх

Ответственность за нарушение при подготовке бюджетной и бухгалтерской отчетности планируется уточнить

Ответственность за нарушение бюджетной отчетности кфх

Предлагается исключить применение ответственности по ст. 15.

11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к организациям госсектора – санкции за нарушение порядка составления (формирования) и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями госсектора планируется предусмотреть в новой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ.

В ней, в частности, могут установить штрафы для должностных лиц за:

  • непредставление или представление организациями госсектора с нарушением установленных сроков бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности (штраф может составить от 10 тыс. до 30 тыс. руб.);
  • представление организациями госсектора бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате (предусмотрены санкции в виде предупреждения или штрафа в сумме от 1 тыс. до 5 тыс. руб.);
  • представление организациями госсектора бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей значительное искажение показателей, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате (установлен штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.);
  • представление организациями госсектора бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей грубое искажение показателей, выраженных в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (штраф для должностных лиц может составить 30-50 тыс. руб.);
  • нарушение организациями госсектора порядка составления (формирования) и представления сводной и (или) консолидированной бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности (предусмотрен штраф в сумме 10 тыс. руб.).

Повышенные размеры штрафа установлены за повторное совершение указанных правонарушений. В примечаниях к статье планируется описать случаи отнесения искажения показателей бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности к незначительному, значительному и грубому.

Также предусмотрены случаи освобождения должностных лиц от административной ответственности за совершение указанных правонарушений – представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата суммы налога (сбора), неуплаченной вследствие искажения данных бюджетного (бухгалтерского) учета, а также уплата соответствующих пеней, либо исправление ошибки в установленном порядке до утверждения бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Оговорено, что под упоминаемыми в статьях КоАП РФ организациями госсектора понимаются организации, указанные в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 6 декабря 2011 г.

№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также госкорпорации в части исполнения ими полномочий (функций) главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета.

Кроме того, планируется дополнить КоАП РФ новой статьей, установив в ней ответственность за нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета.

Речь идет о нарушении бюджетного учета показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых обязательств, принятых денежных обязательств, принимаемых и отложенных обязательств. За такое деяние предусмотрено наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере 10-30 тыс. руб.

Ответственность должностных лиц

Предполагается установить и ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований – в данном случае штраф для должностных лиц может составить 10-30 тыс. руб.

Аналогичный размер штрафа предусмотрен за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, а также за нарушение получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств (и (или) сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство) более чем на 10 рабочих дней.

Наконец, планируется расширить перечень должностных лиц органов исполнительной власти, исполняющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которые обладают полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, за счет включения в него руководителей структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместителей.

Ожидается, что принятие законопроекта позволит установить единый подход к определению существенности искажения показателей бюджетной и бухгалтерской отчетности, а также снизить риски неэффективных расходов бюджетов всех уровней.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1194672/

Источник: http://bhnews.ru/otvetstvennost-za-narushenie-pri-podgotovke-byudzhetnoj-i-buhgalterskoj-otchetnosti-planiruetsya-utochnit/

Ответственность за представление недостоверной бюджетной отчетности — статья

Ответственность за нарушение бюджетной отчетности кфх

Какая отчетность признается недостоверной, какая ответственность предусмотрена за такую отчетность и кого в итоге накажут – читайте в нашей статье.

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа.

, 30 онлайн-уроков: теория и практикаВсе организации государственного сектора регулярно составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Такая отчетность бухгалтером бюджетного, автономного и казенного учреждения формируется за отчетный период и содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах учреждения в соответствии с планом счетов бюджетного учета, о полученных учреждением финансовых результатах, о движении денежных средств за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность предназначена для представления ее в соответствии с законодательством РФ в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, учредителю для целей управления учреждением.

Искажение бюджетной отчетности

Статьей 13 Закона № 402-ФЗ установлено, что отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.

В соответствии с п. 4 Инструкции 157н бухгалтер организации госсектора должен обеспечить:

  • формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах
  • формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой руководителю, наблюдательному совету автономного учреждения, учредителю, собственнику имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса и внешним пользователям бухгалтерской отчетности (получателям услуг, работ, социальных пособий, кредиторам)

Можно сказать, что отчетность — это итог кропотливой работы бухгалтера по сбору и обобщению финансовой информации, верному отражению ее на соответствующих счетах, контролю за соблюдением законодательных норм.

 Искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, согласно п. 1 Примечаний к статье 15.11 КоАП РФ, является грубым нарушением.

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии со статьей 15.11. КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей редакции данной статьи на должностные лица может быть наложен административный штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей, если:

  • не представлена бюджетная отчетность,
  • представлена с нарушением сроков,
  • отчетность сформирована и представлена с нарушением установленных требований,
  • представлена заведомо недостоверная бюджетная отчетность.

Какая отчетность является недостоверной?

Критерии признания бюджетной отчетности недостоверной статьей 15.15.6 КоАП РФ не определены. По общему правилу недостоверной бюджетной отчетностью считается любое искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение.

Недостоверность бюджетной отчетности может выражаться в несоблюдении требований Инструкции № 191н «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ».

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ в письме от 7 сентября 2021 г. № 02-06-10/57741 рассмотрел вопрос о привлечении к административной ответственности за подачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности. 

На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки, а существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие или искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями.

 Например, ошибки в определении группы аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не влияют на исчисление амортизации, на расчет налога на имущества организаций, не формируют отклонения по величине активов учреждения, соответственно не влияют на достоверность отчетности.

Примерами же недостоверности бюджетной отчетности являются, в частности:

  • принятие к учету недвижимого имущества при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления
  • неотражение в отчетности имеющейся у учреждения задолженности
  • наличие неоприходованных излишков материальных ценностей
  • неотражение на балансе имущества, используемого для нужд учреждения имущества

По мнению Минфина, выраженному в данном письме, понятие «недостоверная отчетность», «существенная ошибка, влияющая на достоверность отчетности», наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела.

Как показывает судебная практика, наибольшее количество дел по спорам об административной ответственности за представление недостоверной бюджетной отчетности связано со следующими нарушениями порядка формирования показателей, которые отражаются в отчетности:

  • принятие к учету земельных участков при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права бессрочного пользования
  • несоответствие показателей между формами бюджетной отчетности, включая отсутствие показателей в одной из форм при наличии в другой
  • несоблюдение порядка применения КБК
  • неотражение в бюджетном учете обязательств
  • неотражение в бюджетном учете факта выявленных недостач (хищений)
  • несвоевременное отражение операций по начислению доходов
  • неотражение суммы экономии, достигнутой при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) с использованием конкурентных процедур
  • непринятие (несвоевременное принятие) к учету объектов нефинансовых активов
  • отражение в бюджетном учете бухгалтерских записей, в том числе способом «Красное сторно», при отсутствии оснований для их отражения
  • неотражение (несвоевременное отражение) операций по списанию

На кого возлагается административная ответственность?

В соответствии со статьей 15.11 и статьей 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность возлагается на должностных лиц.

Кто такие должностные лица? Должностным лицом организации понимается лицо, говорится в КоАП, постоянно или временно выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Под это определение попадает и руководитель организации, и главный бухгалтер.

Но на кого именно ложится административная ответственность за нарушение требований к отчетности — руководителя или главного бухгалтера организации?

В Законе № 402-ФЗ отсутствуют положения, позволяющие четко разграничить полномочия руководителя и главного бухгалтера по вопросу составления и представления отчетности. Так, п. 2 ст. 13 Закона № 402-ФЗ определено, что отчетность составляет экономический субъект. Обязанность по своевременному представлению бухгалтерской отчетности тоже возложена на экономический субъект.

В Постановлении Верховного Суда РФ от 09.03.2021 № 78-АД17-8 был рассмотрен один из споров по административной ответственности за представление отчетности. Если руководитель экономического субъекта в соответствии с Законом № 402-ФЗ:

  • организовал бухгалтерский учет (п. 1 ст. 7 402-ФЗ);
  • возложил его ведение на главного бухгалтера (или иное должностное лицо) (п. 3 ст. 7 402-ФЗ);
  • в трудовом договоре или должностной инструкции главного бухгалтера обозначены обязанности по составлению и представлению отчетности организации;
  • должностной инструкцией прямо установлено, что главный бухгалтер несет ответственность, в том числе, за несвоевременное представление различных сведений и отчетности,

то именно главный бухгалтер и должен нести административную ответственность за составление и представление отчетности.

Подведем итог. Составление и представление бухгалтерской и бюджетной отчетности важный этап в работе бухгалтера.

Для того, чтобы отчетность была достоверной, необходимо вести учет с соблюдением законодательных норм, внимательно отражать на счетах учета информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждения, сверять соответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм.

Искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение может быть признано правонарушением, попадающим под действие Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1589

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.