+7(499)-938-48-12 Москва
+7(812)-425-63-82 Санкт-Петербург
8(800)-350-73-64 Горячая линия

Понятие административного судопроизводства его предмет метод и система кратко

Содержание

Понятие административного судопроизводства его предмет метод и система кратко

Понятие административного судопроизводства его предмет метод и система кратко

При выполнении контрольной работы студент должен показать умение работать с юридической литературой и законодательством, продемонстрировать способность анализировать не только законодательство, но и постановления Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ по вопросам административного судопроизводства, аргументировать сделанные выводы. Выполнение контрольной работы имеет следующие этапы: 1. Выбор варианта, изучение законодательства и юридической литературы; 2. Сбор, анализ, обобщение материала по теоретическому вопросу; 3. Составление плана ответа на поставленный теоретический вопрос и его изложение; 4. Решение задач; 5. Оформление контрольной работы. Вариант контрольной работы студентом выбирается следующим образом. В соответствии с первой буквы своей фамилии студент выбирает один из вариантов.

Административно-процессуальные нормы, выполняющие общие функции, составляют Общую часть АПП.

В этом не трудно убедиться, если сравнить их с нормами, которые составляют Общую часть материального административного права: — закрепляющие принципы государственного управления, а также управления общественного; — определяющие правовое положение граждан в сфере управления; — регулирующие порядок организации и функционирования органов управления; — регулирующие порядок организации предприятий и учреждений; — регулирующие службу в органах управления; — определяющие правовое положение общественных организаций в сфере управления; — регулирующие порядок издания актов управления; — регулирующие применение мер убеждения и принуждения в сфере управления; — регулирующие контроль исполнения в управлении; — обеспечивающие соблюдение принципа законности в управлении.

Понятие административного судопроизводства

B. деятельность суда и других участвующих в деле лиц, направленная на рассмотрение и разрешение административных дел и иных дел из публичных правоотношений; C.

последовательный, определенный нормами административного судопроизводства порядок рассмотрения административных дел и иных дел из публичных правоотношений, включающий в себя определенную систему гарантий; D. совокупность реквизитов процессуальных документов. 4.

Стадия судебного административного процесса — это: A. его определенная часть, объединенная совокупностью процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной (окончательной) цели; B. составная часть единого административного судопроизводства; C.

часть административного судопроизводства, заканчивающаяся вынесением судебного постановления; D. комплекс процессуальных действий, предусмотренных нормами одного института административного процессуального права. 5.

Тема 1. предмет и система административного процессуального права

  • об оспаривании законности нормативного акта;
  • об оспаривании законности ненормативного акта (индивидуального действия, например, приказа о наложении взыскания на военнослужащего);
  • об оспаривании действий и бездействия квалификационных коллегий судей;
  • о получении компенсации за нарушение разумного срока судопроизводства;
  • об обязанности уплаты налогов и налоговых санкций;
  • о законности существования СМИ, политических партий и религиозных организаций;
  • о депортации иностранцев или лиц без гражданства;
  • о госпитализации в психиатрическую или противотуберкулезную больницу.

Суды, рассматривающие административные споры Административное судопроизводство – это деятельность судов всех уровней: мировых, районных, областных, краевых, республиканских и Верховного суда страны.

Административное судопроизводство — это… определение, задачи, принципы и виды

Важно

Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒ Административное судопроизводство, являясь важнейшим административно-правовым средством обеспечения и защиты публичных интересов, до настоящего времени не определено нормативно, что вызывает постоянные споры и двусмысленности в теории.

Развитие в течение последних лет в России процессуального права и законодательства заставляет ученых вновь задуматься над термином «административное судопроизводство», который содержится в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ.

Административное судопроизводство – судебно-процессуальный порядок разрешения публично-правовых споров.

Конституцией Российской Федерации (ст. 118) оно выделено в качестве самостоятельного вида наряду с гражданским, уголовным и конституционным судопроизводством. Вместе с тем, действующее российское законодательство не раскрывает понятие «административное судопроизводство».

Понятие и признаки административного судопроизводства

Когда рассматриваются проблемы административного процесса и административно-процессуального права, непременно возникает вопрос о кодификации административно-процессуального правового материала. Однако дальше констатации необходимости кодификации пока дело не идет.

Основной причиной такого положения является, возможно, нерешенность вопроса о содержании административного процесса.
Широкое понимание административного процесса вряд ли станет базисом деятельности по проведению кодификации административно-процессуальных норм.

Главным образом, именно из-за широты (необъятности) и разнородности практической управленческой деятельности, осуществляемой в настоящее время исполнительными органами государственной власти.

Понятие административно-процессуального права, предмет, метод, система

Представляется, что понятие «административно-процессуальное право» производно от понятия «административный процесс», а не от понятия административно-процессуальные нормы, которые регламентируют как процессуальные, так и внепроцессуальные виды административных процедур.

Административно-процессуальное право есть отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, которые возникают в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также иными компетентными субъектами.

В основе анализа административно-процессуального права как отрасли российского права ведущее место принадлежит характеристике предмета данной группы правовых норм.

Проблема предмета административно-процессуального права, а также вариант ее решения были предложены В.Д.

Какие особенности имеет административное судопроизводство для каждого вида судопроизводства? 4. Можно ли говорить об административном судопроизводстве (административно-процессуальном праве) как о самостоятельной отрасли права и каков характер (материальный или процессуальный) данной отрасли? 5.

Что входит в источники административного процессуального права? Самостоятельные задания: — Сопоставить дореволюционные, советские, постсоветские и современные определения административного производства.

Сделать вывод о наиболее общих чертах административного производства для каждого этапа общественного развития.

— С помощью кругов Эйлера представьте административное производство в системе процессуальных отраслей права. — Составить схему «Принципы административного судопроизводства». Провести сравнительное исследование принципов административного права и принципов административного судопроизводства.

Равенство означает равное положение, равный объем прав и обязанностей участников процесса. Законность и справедливость разбирательства в разумные сроки Законность – рассмотрение споров согласно положениям нормативно-правовой базы. Законность часто конфликтует со справедливостью, и их совмещение на практике постоянно вызывает проблемы.

Разумный срок – спор должен решаться в отведенные законом рамки. Так же должно исполняться и решение суда. Непосредственность разбирательства, принцип состязательности и открытости Непосредственность разбирательства – суд принимает решение исключительно на доказательствах, исследованных при участии сторон в судебном процессе. Запрещено использовать в деле доказательства, которые не рассмотрены в процессе.
Состязательность процесса – каждая сторона обязана обосновывать свои доводы и предоставлять доказательства.

Рассмотрение публично-правовых споров в Российской Федерации осуществляется по общим правилам гражданского и арбитражного процесса, за некоторыми изъятиями, установленными законом.

Административное судопроизводство — рассмотрение судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также рассмотрение и разрешение других административных дел, возникающих из административных или иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Внимание

Источником судебного административного права является: A. Постановление Пленума Верховного суда РФ; B. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации; C. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации; D.

Кодекс административного судопроизводства. Задачи: Задача 1. 12 января 2016 г. кандидат в депутаты законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации Чернов обратился в краевой суд с заявлением об отмене регистрации Щербакова кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу. В заявлении Чернов указал, что Щербаков допустил существенные нарушения правил ведения предвыборной агитации. Краевой суд своим решением от 15 января 2016 г. удовлетворил заявление Чернова. Голосование должно было состояться 17 января 2016г.

Продолжая характеристику предмета административно-процессуального права, следует отметить, что на этот предмет оказывает влияние и наличие соответствующего вида процесса — административного.

Как уже отмечалось, процессуальное право регулирует не только отношения, складывающиеся в ходе осуществления того или иного вида процесса, но и различные стороны самой этой процессуальной деятельности путем установления определенных правил ее отправления.

Нормативное регулирование процессуальной деятельности определенных органов государственной власти составляет немалую по объему задачу соответствующей процессуальной отрасли российского права.

Источник: http://lcbg.ru/ponyatie-administrativnogo-sudoproizvodstva-ego-predmet-metod-i-sistema-kratko/

Административное судопроизводство – это… Определение, задачи, принципы и виды

Понятие административного судопроизводства его предмет метод и система кратко

Административное судопроизводство – это деятельность судов по рассмотрению споров граждан и организаций с органами власти. Она регулируется КАС и другими законами.

Соотношение с гражданским процессом

К сожалению, по формальным признакам сферы действия гражданского и административного судопроизводства сейчас не разграничить. Как определить, к какой сфере относится дело с участием чиновников, если о нем не говорится в процессуальных кодексах?

В 2015 году было издано письмо ВС РФ с подписью председателя коллегии по гражданским делам.

В документе достаточно четко описано, к какой категории относить, например, пенсионные споры и дела о бездействии чиновников в вопросе постановке на жилищный учет.

Письмо вызвало резонанс в среде практикующих юристов, однако не учитывать его нельзя. К тому же оно заполнило серьезный законодательный пробел.

Административное дело

Административными делами считаются споры, возникающие между органами власти и гражданами либо организациями. В ст. 1 КАС дан полный перечень дел, которые относятся к административному процессу.

Что в него входит? Вопросы:

  • о нарушении избирательных прав;
  • об оспаривании законности действия или бездействия органа власти или военного управления, отдельного чиновника;
  • об оспаривании законности нормативного акта;
  • об оспаривании законности ненормативного акта (индивидуального действия, например, приказа о наложении взыскания на военнослужащего);
  • об оспаривании действий и бездействия квалификационных коллегий судей;
  • о получении компенсации за нарушение разумного срока судопроизводства;
  • об обязанности уплаты налогов и налоговых санкций;
  • о законности существования СМИ, политических партий и религиозных организаций;
  • о депортации иностранцев или лиц без гражданства;
  • о госпитализации в психиатрическую или противотуберкулезную больницу.

Суды, рассматривающие административные споры

Административное судопроизводство – это деятельность судов всех уровней: мировых, районных, областных, краевых, республиканских и Верховного суда страны.

Основная масса дел рассматривается мировыми и районными судами в первой инстанции.

Истец обязан выбрать суд, исходя из места нахождения ответчика за исключениями, указанными в законе.

Первой инстанцией для некоторых дел служат суды второго уровня (суды области края, республики, города федерального значения). В некоторых случаях истцу дается право выбрать, в какой суд обращаться.

В систему судов административного судопроизводства включены лишь общие суды. Например, если коммерческая организация желает оспорить действия чиновника или органа власти или законность нормативно-правового акта, она обращается в арбитражный суд.

Налоговые споры с участием коммерческих организаций решаются также в системе арбитража. Т.е.

если экономическая деятельность предпринимателя или юридического лица затрагивается действиями чиновников, заявление рассматривают исключительно в арбитражном суде.

Принципы рассмотрения споров

Принципы административного судопроизводства – это базовые идеи, заложенные в систему производства. Это идеал, к которому надлежит стремиться. Они непосредственно изложены в кодексе. В перечень включены:

  • независимость суда;
  • равенство участников процесса перед законом;
  • обязанность суда разрешать споры, руководствуясь законностью и справедливостью;
  • рассмотрение споров в разумный срок и исполнение судебных актов, так же в разумный срок;
  • непосредственность разбирательства;
  • состязательность сторон;
  • гласность и открытость разбирательства;
  • активная роль суда.

Независимость суда и равенство сторон

Независимость означает исключение давления на суд со стороны участников процесса либо кем-то посторонним с целью повлиять на принятие решения.

Равенство означает равное положение, равный объем прав и обязанностей участников процесса.

Законность и справедливость разбирательства в разумные сроки

Законность – рассмотрение споров согласно положениям нормативно-правовой базы. Законность часто конфликтует со справедливостью, и их совмещение на практике постоянно вызывает проблемы.

Разумный срок – спор должен решаться в отведенные законом рамки. Так же должно исполняться и решение суда.

Непосредственность разбирательства, принцип состязательности и открытости

Непосредственность разбирательства – суд принимает решение исключительно на доказательствах, исследованных при участии сторон в судебном процессе. Запрещено использовать в деле доказательства, которые не рассмотрены в процессе.

Состязательность процесса – каждая сторона обязана обосновывать свои доводы и предоставлять доказательства.

Гласность и открытость дает право любому желающему посетить заседание суда, информация о процессе должна быть общедоступной, решение суда также должно находиться в открытом доступе.

Активная роль суда

Административное судопроизводство – это, прежде всего, особое положение суда в процессе.

Судья вправе выйти за рамки требований иска, истребовать доказательства и вызывать свидетелей на свое усмотрение без ходатайства сторон. Активная роль суда обосновывается фактическим неравенством гражданина и организации перед органами власти.

Цели административного правосудия

Задачи административного судопроизводства включают в себя несколько пунктов:

  • доступ к правосудию;
  • защита нарушенных прав и интересов граждан и организаций;
  • правильное рассмотрение споров в указанные сроки;
  • укрепление законности.

Доступ к правосудию означает отсутствие препятствий для обращения в суд, обжалования его решений и т. д.

Защита нарушенных прав – это то, что обычно служит поводом подачи иска. Интересы – некие гарантии, предоставленные государством, возможность реализации тех или иных прав.

Правильное и своевременное разрешение спора – выполнение судом всех норм закона в рамках сроков, предписанных законом, в ходе рассмотрения дела.

Укрепление законности – пресечение незаконных действий органов власти, чиновников, которые являлись предметом обращения в суд или были выявлены в ходе процесса.

Виды административного судопроизводства

КАС предусматривает две формы судебного разбирательства:

  • исковое производство;
  • выдача судебного приказа.

В первом варианте подается иск и разбирательство производится в судебном заседании. Выслушав доводы сторон и изучив представленные доказательства, судья принимает решение.

Судебный приказ выносится на основе заявления и приложенного к нему пакета документов. Решение выносится без вызова и участия сторон. Если судья согласился вынести приказ, его копия с приложенными материалами отправляется должнику. Предоставляется 10 суток на написание заявления о несогласии с приказом.

Источник: http://fb.ru/article/357378/administrativnoe-sudoproizvodstvo---eto-opredelenie-zadachi-printsipyi-i-vidyi

Понятие, принципы, цели и задачи административного судопроизводства :

Понятие административного судопроизводства его предмет метод и система кратко

В рамках существующей системы правопорядка задачи административного судопроизводства решаются не только в инстанциях общей юрисдикции, но и в арбитражных органах. Они направлены на рассмотрение жалоб физических и юридических лиц, касающихся действий государственных органов власти, а также разрешения конфликтных ситуаций между руководящими структурами и населением.

Недавние нововведения

Только в 2015 году появился Кодекс административного судопроизводства.

Предмет регулирования задачи до этого не был четко определен и подкреплен нормативными правовыми актами, поэтому в процессе разбирательств возникали различные споры у юристов.

Создание нового свода законов позволило облегчить труд специалистов. Кодекс представляет собой систематизированный акт, в котором регулируется порядок проведения административных дел.

Решаемые задачи

В статье КАС РФ отражены цели и задачи административного судопроизводства. Они согласуются с Конституцией Российской Федерации, которая устанавливает основные ориентиры правосудия.

На первое место выходят четыре задачи.

  1. Обеспечение доступности правосудия в области административных и публичных взаимоотношений между субъектами.
  2. Осуществление защиты оспариваемых или уже нарушенных законных интересов и свобод физических и юридических лиц.
  3. Своевременное рассмотрение разбирательств непосредственно с соблюдением правовых норм.
  4. Профилактика нарушений в сфере публичных взаимоотношений и укрепление законности.

Наиболее важным способом реализации поставленных задач административного судопроизводства, касающихся защиты прав и свобод граждан и юридических лиц, является обоснованное и взвешенное решение непосредственно по рассматриваемому делу.

Основные стадии процесса

Решение задач административного судопроизводства достигается за счет грамотно организованного процесса, который состоит из нескольких стадий (самостоятельных частей процессуальных действий).

  1. Возбуждение дела при наличии административного правонарушения имеет определенную специфику. Инициатива может исходить со стороны уполномоченного органа или рядового гражданина. При необходимости проводится административное расследование, в ходе которого реализуются привычные процессуальные действия вроде сбора и предоставления доказательств.
  2. Основной стадией считается непосредственно рассмотрение дела. Именно на этом этапе начинают проявляться основные черты административно-процессуальной деятельности. Дела о правонарушениях обычно рассматриваются в присутствии обвиняемого. После разбирательства должностным лицом выносится постановление об административном наказании или оправдательный приговор.
  3. Принятое решение может быть оспорено лицом, которое привлекалось к ответственности или органом исполнительной власти. Обжаловать вердикт можно в прокуратуре. При оспаривании приговора исполнение постановления приостанавливается. Жалоба должна быть подана в десятидневный срок. На ее рассмотрение отводится то же время.

Существуют некоторые сложности, не позволяющие успешно решать задачи административного судопроизводства, понятия и принципы которого сводятся к урегулированию конфликтных ситуаций между органами управления и гражданами. Не перестает быть актуальной проблема формирования членов административной юстиции. С практической точки зрения не до конца решены все сложности, связанные с независимым судом при участии в управленческих спорах.

Базовые принципы

Основные задачи и принципы административного судопроизводства направлены на защиту граждан от проведения незаконных действий со стороны высших органов и управленческих структур. Основополагающие идеи заключаются в следующем.

  1. Процесс должен проходить в рамках законности. Это невозможно сделать без четкого определения правовых норм.
  2. При рассмотрении дела не должно быть каких-то снисхождений и предпочтений по национальному признаку, вероисповеданию и другим критериям. Перед законом все равны.
  3. Решение должно выноситься с учетом всех обстоятельств. Наличие состязательности сторон является важным фактором.
  4. Каждая из стороны должна иметь возможность беспрепятственно присутствовать на всех стадиях процесса.
  5. Административные разбирательства следует делать гласными. Гражданам должна предоставляться возможность получать информацию в полном объеме, если это не затрагивает государственных тайн.
  6. Участникам процесса, которые не владеют языком, необходимо предоставлять переводчиков.
  7. Административные дела должны рассматриваться в максимально сжатые сроки, которые определены законом.
  8. Должностные лица, нарушающие исполнение процесса, обязаны нести ответственность за нарушение.

Общие черты процесса

Выше перечислялись задачи административного производства, которые позволяют эффективно регулировать деятельность. Однако необходимо понять, какие черты свойственны административному процессу.

  1. Результаты разбирательств на разных стадиях фиксируются в официальных документах.
  2. Четко прописаны административно-процессуальные нормы, формирующие самостоятельный институт.
  3. Цель процесса заключается в достижении конкретных юридических результатов, а также разрешении дел управленческого характера.
  4. Условия для исполнения материальных норм обеспечиваются в полной мере.
  5. Имеется определенное строение.

Разумные сроки судопроизводства

Административные разбирательства и исполнение вынесенных решений исполняются в разумный срок. При его определении в расчет берутся имеющиеся обстоятельства, так как дела могут отличаться разным уровнем правовой сложности. Сроки устанавливаются пунктами КАС РФ.

Обстоятельства, кающиеся организации работы судебного органа, не могут являться основанием для превышения установленных норм.

В тех ситуациях, когда после принятия административного иска дело продолжительное время не рассматривается, председатель суда может дать мотивированное определение, чтобы ускорить процесс рассмотрения.

В нем указываются рекомендации, позволяющие форсировать разбирательство, а также отражаются сроки, не позже которых следует провести судебное заседание.

В качестве заключения

В рамках статьи были подробно рассмотрены задачи административного судопроизводства, понятие которого заключается в грамотном разрешении конфликтных ситуаций между управленческими структурами и рядовыми гражданами или юридическими лицами. Они просты для понимания, но сложно выполнимы на практике, поэтому требуют взвешенного подхода при непосредственном воплощении в жизнь.

Источник: https://BusinessMan.ru/ponyatie-printsipyi-tseli-i-zadachi-administrativnogo-sudoproizvodstva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.